Земные проблемы в космосе

Земные проблемы в космосе

Как-то мы уже свыклись с тем, что, куда бы ни ступала нога чело­ века, вместе с благами цивилизации туда приходят и её недостатки.
Ещё Тур Хейердал во время своего первого путешествия на плоту «Кон Тики» (а это были 50-е годы прошлого столетия) встречал на просторах

Великого океана островки мусора антропогенного происхождения. А проще говоря, всяческого хлама, который выбрасывали за борт морские

путешественники. Когда-то мы гово­рили о бескрайних просторах Вселенной, о безбрежном океане космоса.  Шли годы. Количество созданных

человеком космических аппаратов на околоземных орбитах постоянно увеличивалось. Ни у кого уже не вызы­вало сомнения, что искусственные

спутники Земли выгодно использовать для средств связи, навигации, наблю­дения земной поверхности, для реше­ния других задач, в том числе военных.

Cоветский Союз и США усердно и успешно начали осваивать космиче­скую целину, а вслед за ними туда устремились и другие страны. Искус­

тем, что, куда бы ни ступала нога чело­века, вместе с благами цивилизации туда приходят и её недостатки. Ещё Тур Хейердал во время своего первого путешествия на плоту «Кон Тики»

(а это были 50-е годы прошлого столетия) встречал на просторах Великого океана островки мусора антропогенного происхождения. А проще говоря, всяческого хлама, кото­

рый выбрасывали за борт морские путешественники. Когда-то мы гово­рили о бескрайних просторах Вселен­ной, о безбрежном океане космоса. Шли годы. Количество созданных

человеком космических аппаратов на околоземных орбитах постоянно увеличивалось. Ни у кого уже не вызы­вало сомнения, что искусственные спутники Земли выгодно использовать

для средств связи, навигации, наблю­дения земной поверхности, для реше­ния других задач, в том числе военных. Советский Союз и США усердно и успешно начали осваивать

космиче­скую целину, а вслед за ними тудаустремились и другие страны. Искус­ственные спутники, исчерпав свой ресурс, продолжают кружить по около­земным орбитам.
[ad#blok]

Не подчиняясь ника­ким командам, т.е. став практически неуправляемыми объектами, они усложняют жизнь другим, активно работающим космическим аппаратам.



И с каждым годом эта проблема только усугубляется. Космос сейчас перегружен различными объектами, он засорён, — говорит­ главный баллистик Центра управления

полётами член-корреспондент Рос­сийской академии наук Николай Иванов- Космический мусор — это серьёзная проблема современной космонавтики. Занесённых в каталог неуправляемых  объектов размером более 20 санти­метров сейчас на околоземных орби­тах около 12 тысяч.

Более мелких частиц (фрагментов, обломков) раз­мером до одного сантиметра — ещё примерно 100 тысяч. А ещё более мелких — вообще десятки миллионов. Если взять какую-то фитюльку массой несколько десятков граммов, то на такой скорости она обладает энергией, как гружёный КамАЗ, который несётся со скоростью больше 100 километров в час.

Дорожно-транспортные проис­шествия (ДТП) стали у нас на Земле обыденным явлением. Наверняка каждый видел покорёженные автомо­били, не говоря уже о более серьёзных последствиях. Но мы же осваиваем космос и, как следствие, несём туда и наши земные проблемы. Уже не одно­ кратно космические аппараты сталки­вались с обломками космического мусора.

Но вот 10 февраля 2009 года произошло настоящее ДТП на около­земной орбите. На высоте около 800 километров столкнулись два спутника: американский массой более 600 килограммов, входивший в орбиталь­ную группировку системы глобальной мобильной связи «Иридиум», и российский 900-килограммовый «Космос-2251».

После их столкнове­ния средства контроля за околозем­ным космическим пространством зарегистрировали появление в космо­се 500-600 фрагментов размером более 5 сантиметров. А ведь в околоземном пространстве летает Международная космическая станция, на борту которой постоянноность экипажа — это главная задача любого пилотируемого полёта. Ежемесячно наши баллистики получа­ют несколько предупреждений об опасных сближениях с МКС космиче­ского мусора.

На первый взгляд может показаться странным, что там, где речь идёт о космических скоростях, специалисты не торопятся с принятием решений. Слишком большой может оказаться

цена ошибки. Поэтому всё тщательно анализируют, взвешивают, проверяют  возможные последствия, и только тогда на борт закладываются необхо­димые команды. Казалось бы, самый

простой выход — включить двигатели и перевести станцию на другую орбиту.  Такие манёвры давно отработаны, и их техническая реализация не представ­ляет каких-то дополнительных трудно­стей. Но и здесь торопиться не следует. Прежде чем дать команду на проведе­ние манёвра, надо внимательно посмотреть, а не будет ли на той новой орбите ещё более худшей ситуации с каким-то другим объектом.

Эти прави­ла неукоснительно соблюдаются в любом случае. С конца мая на МКС работает экипаж уже не из трёх, а из шести человек. Это российские космонавты Геннадий Падалка (командир экипажа) и Роман Романенко, американцы Майкл Барратт и Тимоти Копра, Майкл Барратт и Тимоти Копра, канадец Роберт Тирск и астронавт Европейско­го космического агентства бельгиец Франк Де Винн.

Пятеро членов экипа­жа прибыли на станцию на российских кораблях «Союз ТМА-14» и «Союз ТМА-15». А Тимати Копра прилетел на шаттле «Индевор» и сменил работав­шего на станции японского астронавта Коити Вакату. И, кстати, об этом шаттле. Его запуск обещали ещё 13 июня. Но потом всё сдвигали и сдвигали, да так, что, стар­товав 16 июля, он «наехал» на полёт нашего грузового корабля «Прогресс М-67».

Наш грузовик стартовал по графику — 24 июля, и его стыковка с МКС планировалась 27 июля. Но прибыть на станцию в намеченный срок он не мог, поскольку там в это время ещё был пристыкован «Инде­вор». А в данной ситуации на другие

стыковки налагался запрет. Вот такая получилась «пробка» на космической орбите. И пришлось нашему грузовику летать лишних двое суток в ожидании разрешения на парковку у причала МКС. Но если на Земле в «пробке» можно просто посто­ять, то в космосе потребовалось решать дополнительные задачи.  По баллистическим условиям последний корректирующий импульс грузовик должен был выдать ещё до расстыковки шаттла со станцией, рассказывает руководитель полёта российского сегмента МКС Владимир Соловьёв.

То есть надо было заранее учесть те возмущения орбиты станции, которые возникнут при расстыковке шаттла. С этой задачей наши специалисты справились успешно. Но главная проблема сейчас, считает руководи­тель полёта, это неопределённость со сроками стартов шаттлов.

«Индевор» стартовал лишь с шестой попытки. И каждый раз приходилось перекраи­вать программу работы экипажа,  менять согласованные ранее планы.  Так, например, запланированную на 20 июля перестыковку корабля «Союз ТМА-14» перенесли на 3 июля. А иначе, если бы ждали «у моря погоды», не смогли бы вовремя освободить причал для стыковки «Прогресса М-67».

И тогда бы ломался график полётов наших кораблей. Ведь с помощью этого грузовика, его двига­телей будет строиться рабочая орбита станции для прихода следующей длительной экспедиции, для обеспе­чения возвращения экипажа корабля «Союз ТМА-14» в заданный район. Как известно, эксплуатация шаттлов должна прекратиться в сентябре следующего года. А для выполнения принятых на себя обязательств перед партнёрами американцам надо совершить ещё семь полётов к МКС.  Смогут ли они это сделать за остав­шееся время?

Намечавшийся на 8 августа полёт очередного шаттла сначала «уехал» на 18-е число, теперь уже речь идёт о последних числах месяца. В начале сентября, японцы готовятся запустить к МКС свой первый грузовой корабль.

А 30 сентября — дата старта корабля «Союз ТМА-16». Как видно, график  полётов довольно плотный. А чем грозит плотное движение автотранспорта по земным дорогам? Не полу­чится ли это равносильным тому, что если бы мы захотели поток машин с Ярославского шоссе беспрепят­ственно пропустить через улицу Пионерскую?..
В.Лындин

МКС сегодня. Снимкок сделан 28.07.09 с шаттла "Индевер"
МКС сегодня. Снимкок сделан 28.07.09 с шаттла «Индевер»

Понравилась статья на блоге? Поделись информацией с другими:

К записи "Земные проблемы в космосе" 8 комментариев
  1. Wexnorrinia:

    Начало многообещающее. Добавил в закладки, завтра обязательно дочитаю 🙂

  2. KoXX:

    Интересно, а главное познавательно Спасибо 🙂

  3. jakyactuamy:

    Ну наконец! Свежая инфа. Как раз доклад делаю по смежной теме

  4. Waldemar:

    Ну как ни крути что-то такое есть в ваших постах 🙂

  5. Valery:

    Интересно, где-то я уже подобное читал. Ну или по крайней мере пишите очень похоже на Лебедева.

  6. Solomon:

    А можно часть поста использовать в местной газете? Естественно с ссылкой на первоисточник?

  7. Hildegard:

    Спасибо. Очень понравилось 🙂

  8. Rad-Loc:

    Недавно стала всё больше размышлять над такой ситуацией: а что если бы во всём мире исчез интернет. Я конечно понимаю, что инет сам по себе взять и испариться не может, но тем не менее, если опустить все технические нюансы, и представить что такое возможно… Теперь не почитать новости, блоги, не найти нужную информацию в гугле, а самое страшное не выйти ни в ICQ, ни в контакт!
    И тут я поняла насколько я зависима от сети. Нет, вроде бы целыми днями перед синим экраном не провожу, но тем не менее, день начинаю и заканчиваю и менно компьютером. Хотя, если с другой стороны посмотреть, будет больше живого общения, и больше времени на реальные развлечения, на саморазвитие и т.п. Хотя опять же с другой стороны, с некоторыми друзьями связаться можно только через инет (кто живет в других городах и странах, телеон — дорого знаете ли), ну и дополн.инфо можно получить быстро, чем сидеть в библиотеках…
    А как вы, легко бы смогли перенести такую утрату?

Оставить свой комментарий

Поиск
Помочь деньгами

ВКонтакте

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Facebook.      Twitter.      YouTube.      Одноклассники.      RSS.
Вверх
© 2017    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Василий Чужойon Google+